Живое образование
Игорь Донченко рассказал о новых подходах и технологиях, меняющих мышление
Исполнительный директор «Лиги образования» Игорь Донченко рассказал о технологиях и практиках, достигнутых результатах и дальнейших планах развития. Окончив Фрунзенский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения», «Робототехника», Игорь долгое время занимался бизнесом, но начав в 2008 году осваивать концептуальную теорию управления, осознал, что ему интересно заниматься вопросами образования. В 2009 году он создал проект «Школа мышления» и с тех пор работает над продвижением и интеграцией новых подходов к обучению детей и взрослых.
***
Занимаясь образованием довольно давно, я пришёл к выводу, что при запуске любого проекта существуют три роли. Чтобы правильно управлять проектом, важно понимать их распределение, существуют три различных области деятельности — политика, идеология и экономика. Они же разделяются на три архетипа — «воин» , «жрец» и «делец». Я в основном исполняю функцию «воина» и «дельца». В рамках этой системы «жрец» — это некий идеолог проекта. «Делец» регулярно обеспечивает постоянные финансовые потоки, а «воин» постоянно занимается разведкой и стратегией развития. В своих проектах я стараюсь делать так, чтобы это были разные люди, а не сочетание этих ролей в одном человеке. При открытии стартапа часто бывает, что ты в одиночку должен объединять в себе все три архетипа, но это ведёт к снижению эффективности. При первой же возможности лучше подбирать партнёров, способных брать играть роли.

Когда я зашел в образование, я начал с поиска людей с эффективными технологиями развития мышления, и до сих пор продолжаю это делать. Это люди, которые создают прорывные технологии, разрабатывают новые методики и развивают альтернативные подходы к системе образования. Например, есть такое направление, как мнемотехника — искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Игорь Матюгин — одни из лидеров этой отрасли. Его авторская методическая система по развитию памяти «Эйдетика» пользуется успехом не только в России, но и за рубежом.
Общее собрание «Лиги образования»
Как минимум хотя бы один из таких инноваторов появляется в «Школе мышления» на протяжении последних десяти лет и сейчас это уже серьезное сообщество. Обычно таким инноваторам не хватает в своих направлениях «продажников», чтобы развивать их направления и проекты. В России специалистов, способных делать серьезные продажи в образовании — почти нет. Так сложилось, что сам я почти всю жизнь в сфере продаж. Первые деньги удалось заработать в 15 лет — это были 200 рублей, которые я заработал за пять дней, и на тот момент это было почти как две зарплаты отца. Уже в 90-ом году я окончил университет по специальности «инженер-робототехник». Тогда отменили распределение, и я пошёл в рыночную стезю, где чувствовал себя легко и непринужденно. В те годы было много разных историй, но наша команда хорошо ориентировалась в сфере оптовой торговли металлорежущим инструментом, и кризис 1998-го года нам удалось пережить довольно просто. Специфика бартерного обмена позволяла не сильно нуждаться в деньгах, но при этом оставаться в плюсе. Когда ко мне идёт запрос на продюсирование каких-то проектов, я уже от них отказываюсь, т. к. сделал выбор в пользу своих проектов, на что и трачу основное время. Ключевая история в бизнесе — это поток, и встраиваться в него всегда проще, чем генерить самому. Изначально сайт «Школы мышления» сделан так, что вы в любом случае на него попадете. Поиск выводит его автоматически по ключевому запросу. Свой поток я генерю через собственную страницу на Facebook и обычно, многие присоединившиеся партнеры, действуют по такой же логике.

Сейчас я являюсь исполнительным директором «Лиги образования», которой в этом году исполняется уже 113 лет — организация создавалась еще во времена царской России, а сейчас переживает, так называемую, «эпоху Возрождения».По сути, это такое объединение коммерческих и некоммерческих компаний, а также частных лиц, включая меня, которые общими усилиями развивают дальше эту историю. В частности, инициаторами возрождения «Лиги» были Сергей Сафронов, чья площадка Pedsovet.org существует порядка 20 лет и объединяет более 200.000 участников, а также Галина Ивановна Меркулова — руководитель профсоюза работников образования, в который входят 4,5 миллиона человек. Например, один из активных участников «Лиги» является фонд «Вольное Дело», финансируемый Олегом Дерипаской. Фонд решает социально значимые проблемы, поддерживает отечественное образование и науку, содействует сохранению культурно-исторического наследия России. При его поддержке было реализовано более 500 проектов в 50 российских регионах, а благополучателями фонда стали около 90 000 учеников, 4 000 учителей, 8 000 студентов вузов и техникумов, 4 000 ученых, а также более 1200 учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта и других организаций. В конце 2018 года на общем собрании «Лиги» был инициирован проект развития экосистемы «Семейного образования».

За три года с 2009 по 2012 год в рамках одного из проектов «Школы мышления» - «ТРИЗ-педагогика» в Москве мы подготовили 300 педагогов начальной школы. Это не было инициативой директоров школ, участники не получали от нас никаких сертификатов, были даже те, которые приезжали с регионов и все они платили собственные деньги. Потом я решил обзвонить их и узнать, чем они сейчас занимаются и как применяют полученные знания на практике. Результат оказался шокирующим — из трёхсот человек всего двое полноценно использовали наш курс. Когда мы стали анализировать ситуацию, выяснилось, что сильнейшее давление идёт от окружения этих педагогов в их школах. Суть оказалась в том, что когда такой педагог попадает обратно в устоявшуюся среду, она не готова принять его новые знания. С 2015 года, после того, как мы системно стали работать с родителями, эффективность выросла в разы и порядка 40-50% стали полноценно использовать практики наших курсов.
Так проходят встречи в семейном клубе «Кайманчик»
24 января 2015 года Алексей Семёнычев провёл первую конференцию об альтернативном образовании в России, с которой началось моё знакомство с семейным образованием и вообще начало истории о работе с родителями. В 2015 года в Москве было всего 20-25 объединений (семейных школ и клубов) родителей, которые обучают своих детей самостоятельно. В 2019 году их уже более 150. В одном таком объединении может быть от 10 человек и до самого большого в Москве семейного клуба «Кайманчик», созданного Викторией Гласко. Её сын не ходил в школу, но в 15 лет сдал все экзамены, включая ЕГЭ. Это сообщество сейчас на регулярной основе объединяет порядка 100 семей, которые регулярно участвуют в жизни клуба и около 700 нерегулярно.

Сегодня мы наблюдаем сегментацию рынка. Например, Алексей Комов создал сообщество классического семейного образования, реализуемое в форме небольших объединений семей, разделяющих традиционные христианские ценности, а это примерно 20% от общего количества в Москве. В Америке уже давно есть деление на прогрессивные школы и демократические — два больших направления, по которым в итоге пошла их система альтернативного образования. Демократическое — это когда ребёнок сам разбирается, чему хочет учиться, и находится в определенной среде, которая этому способствует. Прогрессивное основано на принципе, что есть кто-то, кто говорит «я знаю, как...» и задаёт некую планку, но опять же учитывая индивидуальные особенности и другие нюансы. Самая масштабная реализация альтернативного подхода к образованию в начальной школе в России реализована по методической системе В. И. Жохова. — всего около 300 Университетских классов. Еще один пример — у Александра Михайловича Лобка была экспериментальная школа вероятностного образования в Екатеринбурге, где вообще не было программ и учебников все 10 лет. В основу практики ставилась постановка языкового и математического мышления на высочайшем уровне с первого класса. Александр Михайлович брал за основу богатый внутренний мир самих детей, который они описывали так, как им это понятно, вместо использования материалов из скучных учебников.
Александр Михайлович Лобок с учениками
Проблема общепринятого школьного образования заключается в отсутствии близких ребёнку вещей. В тебя постоянно пытаются внедрить что-то извне, но саму персоналию не ставят в центр. Один из проектов Корневого образования, автор Игорь Скирневский, курс «Созидашки», который мы реализовали в «Кайманчике» — это постановка инженерного мышления у детей начиная с дошкольного возраста. Создается пространство, где есть большое количество самых разных материалов и инструментов. Когда ребёнку предлагается создать свою игрушку, применяется алгоритм созидания чего бы то ни было. Ребёнок придумывает идею игрушки, создаёт рисунок, а после выбирает материалы и инструменты и создает СВОЮ игрушку. Дальше идёт командная работа и масштабирование — например, сделать вместе город и установить дальнейшие правила игры. Ценность игрушки, которую ребенок создаёт сам, настолько превышает ценность купленной в магазине, что с ней не хотят расставаться даже дома. Постепенно эти процессы усложняются, а в зависимости от возраста появляются нюансы, но самое главное, что сами дети испытывают радость от этого процесса. Ещё мы сталкивались с тем, что, когда ребенок входит в новую парадигму мышления, а потом возвращается домой, родители снова начинают погружать его в прошлые стереотипные шаблоны. Мы решили применить такую же практику и к родителям, чтобы во время занятий они тоже изготавливали свои игрушки. В этом случае они вместе с ребёнком погружаются в одну среду и уже иначе смотрят на результат своей работы и развитие своего ребёнка. Начинают иначе взаимодействовать с ним…
***
Самая насущная проблема в современном образовании заключается в подходе самих педагогов. Когда учитель заходит в класс не для того, чтобы дать очередное правило, а чтобы самому поиграть в классную игру — это уже совсем другой расклад. Мы работаем над тем, чтобы таких педагогов появлялось больше, в том числе и из числа родителей тех детей, которые учатся на наших программах.

Образование будущего — это отказ и переосмысление стереотипного подхода и прошлых методик. В наше время наконец появилась возможность интеграции интерактивного взаимодействия, которое ориентируется на развитие нестандартного мышления и индивидуальных навыков. Мы уже успели пройти немалый путь, чтобы изменить как привычную систему координат образовательных программ, так и самих подходов к их составлению. Очевидно, что предстоит пройти ещё больше, но самое главное, ситуация вполне осязаемо начинает меняться, а необходимость в этих изменениях становится заметнее с каждым годом. Это значит, что мы на верном пути.


Made on
Tilda